Мостовые краны в промышленных зданиях передвигаются по путям, укладываемым по подкрановым балкам. Подкрановые балки бывают металлическими и железобетонными. В настоящее время применяются сборные железобетонные подкрановые балки таврового сечения с полкой в верхней сжатой зоне балки.
Разработаны типовые проекты подкрановых балок с обычной и предварительно напряженной арматурой пролетом, соответст вующим стандартному шагу колонн.
Балки с обычной арматурой рассчитываются для стандартных электромостовых кранов грузоподъемностью 5, 10, 15, 20 т легкого и среднего режима работы для цехов пролетом от 12 до 24 м. Они армируются каркасами из горячекатаной арматуры периодического профиля из стали марки Ст. 5. Вес одной балки 3,5—5 т.
Соединение балок с колоннами и между собой производится сваркой закладных частей внизу и вверху балки. Зазор между балками и колонной в стыках заполняется бетоном марки 200.
Предварительно напряженные подкрановые балки согласно типовым решениям разработаны для пролетов 12—30 м, оборудованных электромостовыми кранами грузоподъемностью от 5 до 50 г среднего и тяжелого режима работы.
Балки с предварительным напряжением пролетом 6 м делают из бетона марки 400, пролетом 12 м—из бетона марок 400 и 500 (рис. 82). Их армируют арматурой периодического профиля из низколегированной стали марки 25Г2С.
Крепление балок к колоннам и между собой производится при помощи болтов и сварки — понизу и электросваркой при помощи вертикального листа, приваренного к закладным частям балки или колонны — поверху.
Крановые рельсы укладывают на пакеты, состоящие из швеллера и деревянного антисептированного бруса.
Подкрановые балки
В настоящее время для тяжелых кранов грузоподъемностью больше 30 г или в зданиях со стальными колоннами применяются стальные подкрановые балки. Они бывают сплошными и решетчатыми.
Более просты в изготовлении сплошные балки. Они составляются путем электросварки из трех листов, образующих двутавровое сечение. При большой высоте балки вертикальный лист и верхний сжатый пояс укрепляются ребрами жесткости.
Решетчатые балки выполняются в виде шпренгельных ферм, а при больших пролетах и грузоподъемности—в виде ферм с треугольной решеткой.
Типы подкрановых рельсов зависят от давления крановых колес и приводятся в гостах.Левой стороной балка опирается на промежуточную колонну, правой—на крайнюю так, что опорные ребра жесткости совпадают с осью вертикальной стенки колонны.
Горизонтальные усилия, возникающие при торможении тележки крана и действующие поперек подкрановой балки, вызывают ее изгиб. Для восприятия этих усилий служат тормозные площадки в виде расположенных горизонтально стальных листов, прикрепленных к верхнему поясу балки.