Повреждения и дефекты при возведении железобетонных колонн и каркасов
Дефекты и повреждения железобетонных колонн и каркасов, как и металлических, встречаются довольно редко.
Надлом почти всех колонн в одном уровне произошел через 12 лет после сдачи здания в эксплуатацию. Это железобетонное здание склада имеет в поперечном направлении рамные конструкции с железобетонными перекрытиями по ним. Пониженные части крыши расположены над поверхностью земли на 2,5—3,0 м.
Появление всех трещин совпадало с периодом временного затопления пола склада весенними водами р. Яузы, когда часть продукции склада была временно вынесена и сложена на пологие крыши подкрылков склада. Таким образом, перекрытия и рамная конструкция получили непредусмотренную расчетом значительную добавочную нагрузку, под воздействием которой ригели и стойки каркаса изогнулись, а фундаменты дали просадку, поскольку грунты под ними были сильно подмочены.
Произведенным расчетом при фактических нагрузках установлено, что перегрузка подкрылков не должна была вызвать трещин в бетоне. Расчищая и углубляя трещины, было обнаружено, что во всех колоннах в одном уровне имелся шов-перерыв бетонирования, заполненный почти всюду на высоту 2—1 см стружками, щепою опалубки, кусочками щебня и т. п. Бетон нормального качества в этом уровне был взят с поверхности.