Повреждения и дефекты колонн и каркасов ч.2

Повреждения и дефекты при возведении железобетонных колонн и каркасов

Заполнение всех наружных стен, а также внутренней стены по оси Б—Б было вы­полнено частью из кирпича, а частью из шлакобетонных камней.

Разрушение на­чалось с колонны  в третьем а также, имевшей дефекты бетонирования. Эта ко­лонна надломилась в середине высоты эта­жа, а вслед за тем—в местах заделки вверху и внизу. Через 45—50 мин. начали разрушаться колонны №№ 2 и 3, а через 2,5—3,0 часа начали деформироваться и колонны № 4, 5, 6, 7 и 8. Колонна № 7, раскрепленная по высоте перекры­тиями, через два этажа получила на вы­соту нескольких этажей искривленность по синусоиде. С течением времени деформации начали постепенно захватывать и другие элементы здания. Спасли здание от аварии тем, что срочно разобрали и сбросили ка­менное заполнение стен около поврежден­ных колонн, а также весь строительный мусор и запасы материалов, сложенные на междуэтажных и чердачных перекрытиях.

Причин, вызвавших повреждения колонн, оказалось много. По проекту здание предполагалось пятиэтажным, а при возведении—добавили еще один этаж, не произведя усиления колонн. При проверочном расчете оказалось, что в колонне №1 имеется перенапряжение примерно на 70—80% по сравнению с допускаемыми напряжениями но нормам, даже без надстройки шестого этажа. Качество работ но бетонированию было низкое. При распалубливании в ряде колонн было обнаружено много каверн. При проектной марке бетона «110» пробные кубики давали прочность не более 90 кг/см2. Песок и гравий при заготовке бетона оказались не промытыми. Перед началом аварии почти на всех перекрытиях был слой строительного мусора толщиной 12—15 см, а также запасы стройматериалов, что увеличивало примерно на 20% расчет­ную нагрузку на колонны.

После ликвидации аварийного состояния каркаса было произведено усиле­ние колонн и поврежденных ригелей в соответствии с расчетом. Следует отме­тить, что деформации в зданиях с железобетонными и металлическими карка­сами развиваются относительно медленнее, чем в бескаркасных зданиях, что дает почти всегда возможность предотвратить аварию.




Дата 09.06.2015