Смазочные масла применяются для уменьшения трения между соприкасающимися при движении деталями машин. Сырьем для большинства смазочных материалов является мазут, остающийся после отгонки нефти, бензина и керосина. Мазут перегоняется на отдельные дистилляты, из которых получают соответствующие минеральные смазочные масла. В некоторых случаях к смазочным маслам добавляют небольшое количество растительных масел или животных жиров.
Смазочные масла подразделяются на группы: моторные (авиационные, автомобильные, дизельные), индустриальные (для смазки станков и механизмов), масла трансмиссионные, масла для паровых машин (цилиндровые), масла специального назначения (трансформаторное, веретенное), белые (парфюмерное, вазелиновое) — бесцветные масла, не имеющие ни вкуса, ни запаха, что достигается многократной очисткой веретенного и других масел.
Основными показателями качества смазочных масел являются вязкость, смазывающая способность, термическая стабильность против окисления, коксуемость, температура вспышки и застывания.
Вязкость — основной качественный показатель, предопределяющий то или иное назначение смазочного масла. Особое значение имеет вязкость в двигателях внутреннего сгорания. От смазочного масла требуется сохранение постоянной вязкости и смазывающей способности при высоких температурах и не слишком высокая вязкость при низких температурах.
Смазывающая способность (маслянистость, липкость) — способность масла прилипать к смазанным поверхностям и образовывать пленку. Масла, имеющие высокую маслянистость, обеспечивают наименьшие трение и износ смазываемых деталей машин.
Термическая стабильность масел против окисления — это способность масла не образовывать лаковых пленок и отложений на деталях двигателей.
Коксуемость — образование кокса при сгорании масла в двигателях внутреннего сгорания. Чем ниже коксуемость, тем выше качество масла.
Температура вспышки и застывания — важные показатели, предопределяющие как условия хранения, так и применение смазочных масел.