Аварии и повреждения каменных бескаркасных стен зданий

Всестороннее изучение дефектов и повреждений каменных стен, являющих­ся основным несущим элементом зданий, имеет особо важное значение.

Ниже не рассматриваются аварии и повреждения стен, как следствие дефектов и повреждений оснований и фундаментов, поскольку такие случаи уже были проанализированы выше в I главе. Не рассматриваются также  дефекты про­ектирования и возведения стен, являющиеся излишествами (завышенная тол­щина стен, избыточное количество внутренних стен применение «висячих» стен на балках и т. п.), поскольку такие дефекты не вызывают повреждений, а лишь в значительной степени удорожают строительство.

I. Повреждения, разрушения и обвалы стен зданий при дефектах их возведения

Повреждения и обвалы каменных стен при строительстве являются обычно следствием совокупности целого ряда дефектов.

Весьма показательным примером является обвал на всю высоту части стен одной из секций одиннадцатиэтажного здания.

Одной из причин обвала было применение в растворе при кладке простен­ков нижних этажей еще мало изученною алюминатно-селикатного цемента. Кубики раствора на этом цементе дали большую прочность, соответствующую проектной прочности марки «50». Однако кирпичи, изъятые из остатков клад­ки разрушенных простенков первого этажа после аварии, совершенно не имели сцепления с раствором, который представлял собою песок, легко стираемый ру­кою с поверхности кирпича. При изучении оказалось, что алюминатно-силикатный цемент со временем теряет свою прочность от атмосферных воздействий, но не было известно при выпуске цемента, а также и в первые годы его применения.

Другой причиной аварии являлась недостаточная устойчивость наружных стен большой высоты вследствие отсутствия какого-либо их анкерования с бал­ками междуэтажных перекрытий. Последние не везде имели заполнение нака­тами. Прочие строительные работы (перегородки, полы и т. гг.) в нижних эта­жах оставались или незаконченными или даже не начатыми.

Дополнительным обстоятельством, снижающим устойчивость стены А—В, являлось строительство одиннадцатиэтажной секции.




Дата 15.08.2014